Установка памятника
П. А. Столыпину в Москве
Фото: ИТАР-ТАСС
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"
На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095 на сумму 27 586 639.14 руб.
В России воссоздано Хоровое общество
Россия снова начнет петь хором
В России воссоздано Хоровое общество, его возглавил Валерий Гергиев.
Вчера, 15 февраля, прошел учредительный съезд Всероссийского хорового общества. Председателем хорового общества единогласно был избран художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Вместе с председателем был избран и исполнительный директор хорового общества. Им стал председатель Комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло.
Необходимость возрождения хорового искусства в России неоднократно отмечали многие деятели культуры и искусства. Этой проблеме Гергиев посвятил свое выступление на заседании Совета при президенте РФ по культуре и искусству в сентябре 2012 года. На совещании было принято решение сформировать оргкомитет по подготовке и проведению учредительного съезда во главе с председателем Комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ Павла Пожигайло.
1 февраля 2013 года состоялось первое заседание оргкомитета, в работе которого приняли участие руководители хоровых коллективов Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других регионов Российской Федерации, представители общественности, министерств и ведомств.
Целью учреждения новой общественной организации является осуществление деятельности по сохранению, развитию и популяризации хорового искусства, приобщению к хоровому пению широких слоев населения страны.
На заседании Гергиев предложил в рамках работы Хорового общества, показать на открытии Олимпиады в Сочи тысячеголосый детский хор. Идея была встречена аплодисментами. Гергиев добавил, что сейчас развитие музыки и увлечение музыкальным искусством детей – это первоочередная задача: «Я все больше и больше задумывался о том, как помочь молодежи и детворе не отдалиться от музыки, а прийти к ней».
На учредительном съезде была определена структура новой общественной организации и избрано ее руководство, туда вошли видные музыканты, дирижеры, организаторы хоров.
Участники съезда отмечали, что, происходит, по сути, не создание хорового общества, а его возрождение. Возродить хоровое движение в России – значит вернуться к своим корням и вспомнить о национальной идентичности. В этом уверены руководители хоров, преподаватели и музыканты, приехавшие на Учредительное собрание из 18 регионов страны. Но главное изменить отношение к хоровому пению в массовом сознании россиян как к занятию никчемному и бесполезному.
Общество действовало в Советском союзе с конца 50-х годов, в рамках его работы были открыты хоровые общества, созданы хоры в городах и в республиках Советского Союза. В 1986 Хоровое общество было преобразовано во Всероссийское музыкальное общество.
Первое хоровое общество в России было основано еще в конце XIX века.
Еще в середине 1980-х Россия была одним из лидеров в развитии хорового искусства – только самодеятельных хоровых коллективов было около 30 тысяч (это около трех миллионов человек). Сегодня хоровым пением в США увлечены более 28 миллионов человек разного возраста, большое внимание уделяют этому виду искусства в Германии, Швейцарии, Венгрии и Японии. Учеными доказано: занятие хоровым пением в детстве воспитывает творческих, неординарных, толерантных людей с хорошим вкусом. Специалисты призывают ввести в российских школах уроки пения –напоминает «Культура».
Планируется, что в мае 2013 года пройдет второе собрание Всероссийского хорового общества, до этого времени было решено разработать концепцию развития хорового искусства в России.
Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра, главный дирижер Лондонского симфонического оркестра, председатель Всероссийского хорового общества:
- Речь идет о возрождении хорового искусства в России. Сейчас и государство, и каждый из музыкантов, и общество готовы к возрождению. Раньше, например, главы регионов говорили: «Какое хоровое пение? Какие дети? Нам бы детей вообще до школы довести, чтобы дети не баловались наркотиками» - у них не было ни места, ни времени, ни сил заниматься голосами.
Россия всегда пела, из хорового искусства вышли и Чайковский, и Балакирев, и Мусоргский. Нам нужно гордиться нашей культурой, развивать ее.
Когда мы были в Крымске, практически сразу после трагедии, с хором, солистами и оркестром, то мы стали друзьями школы искусств. Вернее школы не было – ее смыло, но были дети. Дети выступили перед нами, мы выступили перед ними. Я не хотел сегодня говорить о Крымске, но это заставляет задумываться о детях и о том, что можно сразу сделать. Организовать большие симфонические оркестры сегодня – это очень сложно, нужно работать с хорами. Это просто, чтобы все запели – оркестр не нужен, громадные концертные залы не нужны, театры не нужны.
Мы с Мариинским театром выступали в старинном русском городе Беломорск, основанном в 12 веке. Нас на сцене было ровно столько, сколько жителей в этом городе, но, тем не менее, мы сыграли концерт. Но наш концерт померк в сравнении с концертом хорового коллектива Беломорска. Они дали коллективу Мариинского театра изумительный концерт!
Павел Пожигайло, председатель комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия, президент Фонда изучения наследия П.А. Столыпина, исполнительный директор Всероссийского хорового общества:
- Я считаю, что хоровое пение в стране – это основа ее безопасности, и если бы я сейчас разрабатывал доктрину национальной безопасности России, то одним из первых пунктов было бы возрождение хорового пения во всех средах – в армии, системе МВД, в школах, на заводах.
Хоровое пение – это не просто хобби, это в определенном смысле условие выживания нации как нации и государства как государства. Я говорю сейчас то, что считают американцы – 28 млн. человек в США поет, дети приходят в 7 утра в школу и до занятий час поют в хоре. Эдуард Митрофанович Маркин, директора Центра хоровой музыки, когда был в США спросил: «А зачем вам хоровое пение?» и ему ответили: «Пока у нас есть хоровое пение, у нас не будет Болотных площадей». В Латвии с 1 по 10 класс дети поют в хоре и в аттестат ставится оценка по хоровому пению, хоровое пение есть в Венгрии, Болгарии и других странах.
Хоры – это самая массовая форма культуры и искусства, и, если они зазвучат по всей стране, то сама страна будет ощущать себя единым культурным пространством. Безусловно, возрождение хорового общества – это историческое событие, продвижение этого дела очень тяжело давалось. Именно в нашей комиссии Общественной палаты РФ по культуре была озвучена эта идея год назад, мы провели несколько общественных слушаний. Слава богу, что потом инициатива общественности приняла некий официальный формат, вице-премьер Ольга Голодец проводила совещания по этому поводу, было поручение Минобразованию и Минкультуры разработать программу урока хорового пения в школе, Валерий Гергиев согласился возглавить общество.
Наша задача, во-первых, провести тотальную ревизию того, что есть в стране, чтобы как можно быстрее создать реестр хоровых коллективов, педагогов, чтобы никого не потерять. Мы планируем в дальнейшем создать собственный фонд архивных, библиотечных материалов. Мы должны овладеть немецкими, американскими методиками по организации хоров. И в конечном итоге, в каждом школе должен зазвучать хор. Мы возрождаем то, что Россия утеряла.
Представитель министерства образования сказала, что сами школы или родительские комитеты должны определять, чему учить детей. Это нонсенс! Как можно ребенку давать на откуп определять, что он хочет изучать? Конечно, он как Буратино пойдет в театр, а не в школу. Он выберет игровой автомат, шоколадку и т.д. Для чего нужна педагогика? Для того, чтобы еще неокрепшие детские души были проведены по всем опасностям жизни и воспитаны, должны укрепиться их внутренние нравственные системы координат. Только тогда ребенок готов к выбору.