Установка памятника
П. А. Столыпину в Москве
Фото: ИТАР-ТАСС
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"
На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095 на сумму 27 586 639.14 руб.
Гурлянд Илья Яковлевич. / М.Д. Карпачев
В начале XX в. Г. отошел от активной литературной и научной деятельности. С 1904 при содействии Ярославского губернатора Б.В. Штюрмера он вступил на государственную службу, был чиновником особых поручений при министре внутренних дел В.К. Плеве. После назначения П.А. Столыпина в июле 1906 г. Председателем Совета министров стал одним из его доверенных советников. Пользовался исключительным покровительством Столыпина. В 1907-14 - ред. формально независимой, но фактически правительственной газеты “Россия”. Руководимая Г. газета выполняла поручения Столыпина по разъяснению и завоеванию общественной поддержки правительственных мероприятий. В декабре 1909 г. Г. при поддержке Столыпина досрочно (“в изъятие из правил”) получил чин действительного статского советника (РГИА. Ф. 1662. Оп. 1. Д. 215. Л. 1). В 1911 г., вскоре после убийства Столыпина Г. оставил государственную службу и занялся преимущественно научной работой. Однако с осени 1915 г. вернулся к деятельности в правительственных учреждениях и был назначен директором Петербургского бюро печати. Во время Первой мировой войны играл большую роль в организации информационного обеспечения правительственного курса и внешней политики России. Был дружен с лидером “Союза Михаила Архангела” В.М. Пуришкевичем, с января 1916 г. пользовался поддержкой Председателя Совета министров Б.В. Штюрмера. Являлся, в частности, руководителем Петербургского телеграфного агентства, ведущего информационного центра Российской империи. С 1916 – член Совета министра внутренних дел. Вскоре после Февральской революции 1917 г. и падения российской монархии оказался в эмиграции. В 1921 издал в Париже повесть в стихах “На кресте” о драматической судьбе еврея-патриота в России. Дальнейшая судьба неизвестна.
По своим убеждениям Г. – монархист, русский патриот. Будучи выкрестом, резко критиковал сторонников еврейского равноправия. В статьях по еврейском вопросу писал, что его решение в России следует искать на путях полного присоединения евреев к традиционным началам русской государственности, в том числе к самодержавному строю. При этом Г. считал, что евреи не должны отказываться от своего вероисповедования и национальной культуры. После революции 1905-1907 гг. в газ. “Россия” усилил критику евреев за активное участие в радикальных политических движениях и признал правомерность репрессивных мероприятий правительства П.А. Столыпина. Под псевдонимом “Н.П. Васильев” выступил с серией политических памфлетов. В них он подверг жесткой критике политические программы оппозиционных партий. В брошюрах “Правда о кадетах” и “Оппозиция” (1910) он довольно точно указал на подражательность основных требований лидеров этой главной либеральной партии русской интеллигенции западноевропейским политическим ценностям. Такие ценности, по мнению Г., не имели серьезной почвы в русском обществе. В работе “Что такое трудовики?” (1907) Г. крайне негативно характеризовал конфискационно-перераспределительные убеждения крестьянской фракции 1 и 2 Государственных дум. Резко отрицательно оценил он и позиции эсеров. Памфлет “Вторая дума” (1907) доказывал обоснованность правительственного решения о роспуске думы, не желавшей по принципиальным политическим соображениям вести конструктивной законотворческой деятельности. Г. считал, что самодержавно-монархический строй лучше всего соответствует историческим традициям и потребностям народов единой и неделимой Российской империи. При этом он считал, что самодержавие вполне совместимо с началами общественного представительства, в том числе и в сфере законодательной деятельности. Г. полагал, что в ХХ в. государственный строй России будет адаптироваться к растущим возможностям общественной жизни. Но наиболее компетентным организатором обновления политической системы, считал он, может быть только просвещенная администрация, лучшим представителем которой Г. считал Столыпина. К революционным событиям 1917 г. отнесся крайне отрицательно, считал, что они нанесли огромный ущерб интересам развития России.
Архив: РГИА. Ф. 1629 (И.Я. Гурлянд). Соч.: Романовские мурзы и их служилые татары. Тверь, 1904; Характерные черты поэзии К.Р. Ярославль, 1906; Правда о кадетах. СПб., 1907; Что такое трудовики? СПб., 1907; Вторая Дума. СПб., 1907; Оппозиция. СПб., 1910; Наши социалисты. СПб., 1912; На кресте. Париж, 1921. Лит: Еврейская энциклопедия. Т. 6. М., 1991; Российская Еврейская Энциклопедия. Т. 1. М., 1991; Дьяконов М.А. Разбор изданий И.Я. Гурлянда. СПб., 1902; Чанцев А.В. И.Я. Гурлянд // Русские писатели, 1800-1917. М., 1992; Лихоманов А. И.Я. Гурлянд и еврейский вопрос в России // Вестник Еврейского Университета в Москве. Москва – Иерусалим, 1993. № 4; Кожинов В.В. Черносотенцы и революция. Россия век XX (1901-1939). М., 1998; Егоров С.А. Доктор полицейского права И.Я. Гурлянд // Юридические записки Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Ярославль. 2000. Вып. 4.