Установка памятника

П. А. Столыпину в Москве

В Москве установили памятник премьер-министру начала века, проявившему себя одновременно реформатором и сторонником стабильности, - Петру Столыпину. Бронзовый монумент в 4,6 метра высотой расположился у Дома правительства, на Краснопресненской набережной.

Фото: ИТАР-ТАСС


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Владимир Путин и Дмитрий Медведев
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России"


Владимир Путин и Дмитрий Медведев возложили цветы к памятнику Петру Столыпину

Фотомонтаж памятника П.А. Столыпину

На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095  на сумму 27 586 639.14 руб. 





Государственный Совет Российской империи. / В.А. Демин

Государственный Совет Российской империи. Был создан в 1801 (по др. версии в 1810) в качестве высшего законосовещательного учреждения. В 1906 в связи с возникновением Гос. думы был преобразован в верхнюю законодательную палату.

Она включала 196 членов: 98 назначаемых и 98 выборных. Первые назначались императором из числа, как правило, высших чиновников. Назначения происходили по докладу пред. Г.с. Помимо него, на выбор кандидатов влияли также пред. Совета министров, в отдельных случаях и др. министры. Определенный вес имели лидеры основных групп палаты и постоянный совет объединенного дворянства. Из членов Г.с. по назначению (число которых могло быть любым и превышало сотню) ежегодно 1.1 98 назначались на 1 год к присутствию. Не попавшие в их число оставались на гос. службе и продолжали получать немалое жалование, но никаких прав и обязанностей в Совете не имели.
Ежегодно освобождалось от присутствия в среднем 3-4 члена, в основном весьма пожилые сановники, утратившие работоспособность. В январе 1917 была проведена "чистка" назначаемой части Г.с. (поддержавшего думскую оппозицию правительству) и было освобождено от присутствия 18 членов. Однако и единичные (до 1917) случаи увольнения из-за неугодных выступлений, по словам гр. С.Ю. Витте "имели самое деморализующее влияние на членов по назначению…". По свидетельству члена Совета М.М. Ковалевского, "из всех законодательных палат Европы нет ни одной, которая в большей степени заслуживала бы название аморальной, в которой бы так часто голосовали против своего убеждения, по соображению... "государственных польз и нужд". Начать с того, что члены по назначению... считают себя не вправе идти против правительства, если только правительству угодно будет энергично выступить за известное предложение и дать им ясно понять, что на его стороне стоит сам государь. В этих случаях "героизм" может проявиться, самое большее, в уходе из залы заседаний или неприбытии в него ". См. Западное земство.
Членами Г.с. по выборам могли быть российские подданные мужского пола не моложе 40 лет, получившие хотя бы среднее образование и не лишенные избирательных прав из-за судимости, исключения из сословия и банкротства. 56 членов Совета (29 % его состава) избирались на территориальной основе от европейской части России (от местностей с развитым частным землевладением), по общему правилу 1 член от губернии. В великорусских, восточно-украинских и новороссийских (с 1911 ещё и западно-украинских и белорусских) губерниях с земским самоуправлением (таковых в 1906 г. было 34, с 1913 - 43) член палаты избирался губ. земским собранием. В губерниях без самоуправления (прибалтийских, польских, белорусских, западно-украинских, до 1912 южнорусских) выборы производились съездом крупных и средних землевладельцев.
Избранные на территориальной основе должны были быть крупными или средними землевладельцами (в последнем случае - неоднократно избиравшимися на руководящие должности в местном или дворянском самоуправлении или почетными мировыми судьями). Срок полномочий членов от земств и съездов землевладельцев по общему правилу равнялся 3 годам.
42 члена Государственного совета (21 % его состава) избиралось от различных элитных групп населения на общегос. основе на 9 лет, причем каждые 3 года 1/3 представителей каждого разряда заменялась. Среди избранных в 1906 треть (отобранная по жребию) выбыла через 3 года, треть (также по жребию) через 6 и последняя треть - через 9 лет. 18 членов (9 %) представляли поместное дворянство Великороссии, Прибалтики, Восточной Украины, Новороссии и Грузии. Они избирались съездом выборщиков от губ. дворянских собраний. 12 членов Государственного совета (6 %) избирались выборщиками от различных организаций предпринимателей (в основном биржевых комитетов). 6 членов (3 %) представляли Академию наук и ун-ты. Они избирались съездом выборщиков от полного собрания АН и университетских советов. Ещё 6 членов верхней палаты представляли православное духовенство. Из них 3 (от черного духовенства) выбирались епархиальными архиереями, другие 3 (от белого духовенства) - Святейшим синодом из большого числа (как минимум многих десятков) кандидатов, выдвинутых духовенством на благочинных съездах.
Члены Г.с. по назначению были в среднем лучше образованны, более опытны в гос. делах вообще и дольше участвовали в работе Совета в частности, вышли из одного и того же круга и знали друг друга по предшествующей службе. Благодаря всему этому они играли ведущую роль в палате, подавляя своих выборных коллег, принадлежащих к разным регионам и общественным слоям, нередко с недоверием относившихся друг к другу и часто обремененных делами вне палаты.
Определенное влияние в Г.с. имели также представители земств и примыкавшая к ним часть делегации дворянства. Они также вышли из одной среды и имели обширный опыт работы в гос. управлении (как предводители дворянства) и самоуправлении, а также представляли состоятельную ("цензовую") часть общества, доминировавшую в Гос. думе (с 1907) и земствах. Однако эти депутаты значительно уступали бюрократам в численности и образованности, поэтому повести за собой большинство могли лишь при высокой степени единодушия. Остальные члены по малочисленности и другим причинам не пользовались в Совете большим влиянием и либо следовали за представителями бюрократии, либо занимали маргинальное положение и могли оказать влияние лишь на отдельные не самые важные постановления.
При этом назначаемая часть оказалась в ещё более зависимом положении от правительства, чем до 1906. В результате верхняя палата на деле оказалась не столько частью народного представительства (хотя бы и имущих классов), сколько "советом чиновников, постановляющим свои заключения по указаниям высшего начальства".
В Г.с. существовало разделение на "актив" и "пассив". Два-три десятка человек фактически определяли всю работу палаты: возглавляли комиссии, докладывали их заключения и выступали в прениях. Большинство же пассивно голосовало, а несколько десятков членов и вовсе манкировало заседаниями.
Г.с. возглавлялся пред., назначаемым императором на 1 год из числа членов по назначению. Кандидат на эту должность согласовывался с пред. Совета министров или Совмином в целом. Глава палаты обычно занимал свою должность пожизненно или до потери работоспособности. Он при соответствующих личных качествах мог пользоваться огромным влиянием как в палате, так и вне ее. Докладывая императору о законодательных делах, пред. мог регулярно воздействовать на взгляды и решения главы государства. В результате докладов о назначениях в Г.с. и к присутствию в нем, а также о награждениях членов председатель оказывался в значительной степени нач. членов по назначению. Это обеспечивало ему возможность значительного открытого и закулисного воздействия на решения Совета.
Большую часть существования верхней палаты (1907-1914) эту должность занимал М.Г. Акимов. Он всеми способами добивался усиления правой группы, а также подчинения Г.с. желаниям императора. По свидетельству Витте, без давления пред. "по многим существенным делам Государственный совет дал бы другие вотумы". По свидетельству товарища министра внутренних дел, затем гос. секретаря С.Е. Крыжановского, настраивал императора против П.А. Столыпина "едва ли не главным образом М.Г. Акимов, докладывавший государю, что начинания Петра Аркадьевича и его заигрывания с Думой до добра не доведут (слышано от М.Г. Акимова)".
В Совете возникли политические группы. Они составляли кандидатские списки при выборах комиссий, предварительно обсуждали законопроекты и вырабатывали поправки к ним. Однако члены Г.с., за незначительными исключениями, получали эту должность благодаря собственным служебным заслугам или влиятельности, а не партийной деятельности. Поэтому принудительной дисциплины в группах не было и при голосованиях они обычно раскалывались. В 1906 возникли левая, центра и правая группы. В 1910 сложился кружок внепартийного объединения, в 1911 из центра выделилась группа правого центра.
Основные гос. законы 23.4.1906 разделили законодательную власть между Гос. думой, Г.с. и императором. Все законопроекты подлежали одобрению обеих палат и утверждению монарха. Совет практически не использовал право законодательной инициативы и свои контрольные полномочия и не стремился влиять (как единое целое) на общее направление правительственной политики. В законодательном процессе Г.с. в основном являлся арбитром между правительством и Думой. Г.с. ограничился уменьшением радикальности реформ, не пытаясь последовательно защищать существовавшее положение и тем более повернуть законодательство в обратном направлении.
В периоды высокой легитимности Думы (1906-07 и 1915-17) Г.с. был склонен поддерживать ее. Более менее приемлемые постановления нижней палаты одобрялись верхней, а для отклонения направленных на содействие революционному движению подбирались формальные мотивы. Из-за нерегулярного созыва палат в соответствующие периоды заметного влияния на законодательство это обстоятельство не оказало.
Гос. дума, избранная по Положению о выборах 3.6.1907 (которое вводило произвольное представительство различных слоев населения и предоставило администрации обширные возможности для воздействия на выборы), лишь в ограниченной степени представляла общество. Это прекрасно осознавалось и членами Г.с. По словам одного из них (Витте), "первую Государственную думу Государственный совет боялся, но в известной мере с ней считался... а третью Думу Государственный совет не боится и с ней не считается", т.к. "такая Дума народных желаний не выражает". В условиях малой легитимности Думы (1907-1914) Совет под влиянием бюрократического руководства был склонен следовать указаниям монарха и правительства, отклоняя неприемлемые для них думские проекты и поправки. Иногда Г.с. усиливал консервативную тенденцию в политике правительства. В единичных случаях верхняя палата оказывалась консервативнее правительства или (и) использовалась крайними консерваторами для борьбы с ним.
Из 3550 проектов, одобренных I-IV Думами, Совет отклонил 46 (1 %), 19 отказался рассматривать, не успел рассмотреть 158 (4 %). По 39 проектам не была окончена согласительная процедура. Остальные законопроекты были одобрены Советом, в т.ч. без поправок - 3291 (93 %).
В частности, крестьянская реформа не вызвала противодействия верхней палаты. Соответствующие законопроекты прошли через нее с относительно второстепенными поправками. Г.с. не возражал против страхования промышленных рабочих от несчастных случаев и болезни, но пытался воспрепятствовать распространению законов об охране труда на служащих (с малым успехом).
С молчаливого согласия тогдашнего правительства Г.с. отклонил проект создания волостного земства (1914). По требованию министров были отклонены проекты введения земского самоуправления в Сибири, Донской обл. и Архангельской губ. Г.с. согласился на его введение в Астраханской, Ставропольской и Оренбургской губ., не вызвавшее возражение правительства. Было одобрено несколько законов об улучшении финансового положения самоуправления. Г.с. последовательно (даже против мнения правительства) выступал против гос. поддержки языков национальных меньшинств. В других случаях обсуждения национального вопроса верхняя палата обычно не проявляла инициативы, быстро и без поправок одобряя проекты об ограничении автономии Финляндии и др. Г.с. с согласия правительства отклонил предложения Думы о дальнейшем развитии указов 1905-1906 о расширении веротерпимости.
Верхняя палата одобрила большинство проектов об очень значительном увеличении расходов на народное образование и открытии новых учебных заведений всей уровней, отклонив часть возникших по инициативе Думы без согласия правительства. В соответствие с мнением последнего Совет отклонил предложение нижней палаты передать под контроль министерства просвещения церковно-приходские школы и установить преемственность между всеми учебными заведениями различного уровня. Г.с. последовательно отклонял все предложения Думы о расширении прав законодательных палат. Он обычно соглашался с проектами об увеличении налогов (в т.ч. введении в 1916 прогрессивного подоходного). При рассмотрении бюджета в 1908-14 роль Г.с. сводилась к контролю за думскими сокращениями правительственных запросов и восстановлением последних в большинстве случаев. В частности, верхняя палата блокировала попытки нижней (1908-1911) отложить военное кораблестроение.
При рассмотрении реформы местного суда Совет согласился на лишение земских начальников судебных полномочий и на восстановление выборного мирового суда. В согласии с правительством верхняя палата вопреки мнению Думы настояла на сохранении в значительно улучшенном виде сословного волостного суда. Г.с. одобрил большинство преобразований по уголовному, гражданскому и процессуальному праву (о введении условного досрочного освобождения, разрешении суду включать в срок наказания время, проведенное под стражей во время следствия и суда, увеличении максимального срока аренды с 12 до 36 лет, введении права застройки и т.д.). Проект об условном осуждении был отклонен. Г.с. в основном согласился с уравнением женщин в наследственных правах (кроме внегородских земельных владений) и расширением служебных прав, отклонив проект о допуске женщин в адвокатуру.
Взаимоотношения П.А. Столыпина (присутствующего члена Г.с. в январе 1907 - сентябре 1911) с верхней палатой были сложными. В 1906 отклонение Г.с. правительственных поправок к проекту о помощи пострадавшим от неурожая, поддержанных пред. Совета министров И.Л. Горемыкиным, могло ускорить его замену Столыпиным.
Его правительство весьма эффективно использовало верхнюю палату для противодействия нижней. Как отмечалось, Г.с. по требованию правительства отклонил предложения Думы отложить строительство линейного флота (1908-11, по этому вопросу сам Столыпин, по его словам, "апеллировал" к Г.с.), расширить полномочия палат в финансовых вопросах (установить их контроль над важнейшими условиями гос. займов и конверсионными займами (1908), пересмотреть Правила 8.3.1906 о порядке рассмотрения гос. росписи). Совет по требованию правительства отклонил думские поправки к указу о старообрядческих общинах (явочном порядке регистрации их общин, предоставлении старообрядцам права проповеди и гос. признании их иерархии, 1910). В т.г. Г.с. отклонил те думские поправки к проекту закона 14.6.1910, против которых выступил Столыпин (о признании перешедшими к подворному владению общин, не проводивших переделы 24 года и о выплате компенсации за излишки по рыночной цене).
В бытность Столыпиным пред. Совета министров Г.с. вопреки мнению правительства отклонил 2 важных проекта: о введении условного осуждения (1910) и о западном земстве (1911). Первый защищал министр юстиции И.Г. Щегловитов без поддержки Столыпина. После отклонения правительство не приняло меры для проведения дела через Совет (в отличие от предыдущих случаев). При рассмотрении западного земства (которое Столыпин лично энергично поддерживал) имп. Николай II разрешил членам палаты голосовать "по совести". Это решение Г.с. также не оказалось окончательным.
В то же время дважды (с помощью морских штатов и западного земства) крайне правые с помощью Г.с. смогли подорвать политические позиции Столыпина. Поэтому в 1911 отношение первого министра к палате было резко отрицательным. Столыпин добился принудительного увольнения в "отпуск" своих противников П.Н. Дурново и В.Ф. Трепова, а также согласия Николая II на "чистку" назначаемой части Совета. 1.5.1911 Столыпин писал Николаю (обосновывая меры против Дурново и недопустимость их отмены): "Передо мною во весь рост встал вопрос о непреодолимом препятствии на моем пути, в виде стены, которую я не могу сдвинуть с места. Я разумею искусственную обструкцию, создаваемую мне в Государственном совете".
Деятельность Г.с. стала одной из причин замедления преобразований. В результате их скорость оказалась неприемлемой для всего общественного мнения, в т.ч. "цензового". Г.с. оказался удобной мишенью в пропаганде антиправительственных сил, утверждавших о невозможности обновления страны при сохранении существующего режима. Достигнутое благодаря верхней палате улучшение редакции многих законов не имело заметного политического эффекта.
После Февральской революции крайне непопулярный Г.с. утратил какой бы то ни было вес и, в отличие от Думы, не смог даже попытаться вписаться в новый режим. Временное правительство в мае 1917 г. упразднило должности членов Совета по назначению, в октябре распустило его выборную часть. В декабре 1917 г. Совет народных комиссаров издал декрет о ликвидации государственной канцелярии.
Архивы: РГИА. Фф. 1148 (общее собрание), 1158 (финансовая комиссия), 1161 (высочайшие постановления), 1162 (гос. канцелярия), 1218 (комиссия о порядке издания касающихся Финляндии з-нов), 1544 (совещания о гос. преобразованиях), 1588 (комиссия торговли и промышленности). ГА РФ. Фф. 1178 (группа центра), 5881 (коллекция воспоминаний эмигрантов).
Источники: Источники: Государственный совет. Стенографические отчеты. Приложения к ним. СПб. (Пг.), 1906-1916. Всеподданнейшие отчеты председателя Государственного совета. СПб. (Пг.), 1907-1916. Государственный совет. Сборник узаконений и постановлений с разъяснениями. СПб., 1910. Кони А.Ф. Из недавнего прошлого // Прошлое и настоящее. Вып. 1. Л., 1924. Львов Л. Звездная палата // Минувшие дни. 1928. № 3. Наумов А.Н. Из уцелевших воспоминаний. Т. 2. Нью-Йорк, 1955. Ковалевский М.М. Моя жизнь // История СССР. 1969. № 5. Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 3. Крыжановский С.Е. Заметки русского консерватора // Вопросы истории. 1997. № 2-4. Мемуары профессора И.Х. Озерова // Вопросы истории. 1997. № 1-2.
Лит.: Лазаревский Н.И. Русское государственное право. СПб., 1913. Левенсон М.Л. Государственный совет (портреты и биографии). Пг., 1915. Степанский А.Д. Государственный совет в период революции 1905-1907 гг. Диссертация на степень кандидата ист. наук. М., 1965. Аврех А.Я. Столыпин и третья Дума. М., 1968. Захарская Е.Э. Государственный совет в годы первой мировой войны. М., 1983. Кризис самодержавия в России. Л., 1984. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. М., 1995. Бородин А.П. Государственный совет России (1906-1917). Киров, 1999. Кошкидько В.Г. Представительная власть в России (1905-1907 гг.). М., 2000. Юртаева Е.А. Государственный совет в России (1906-1917). М., 2001. Korros A.S. A Reluctant Parliament. Lanham, 2002. Демин В.А. Верхняя палата Российской империи. М., 2006. Государственный совет Российской империи. 1906-1917. Энциклопедия. М., 2008.
В.А. Дёмин

Возврат к списку